Ганди о женщинах

Я твёрдо убежден, что спасение Индии – в руках женщины. Оно зависит от таких её качеств, как жертвенность и просвещённость. (SB, 239)

Ахимса означает бесконечную любовь, и в то же время бесконечную способность переносить страдание. Кто, как ни женщина, мать мужчины, может проявить это качество во всей полноте? На протяжении девяти месяцев она вынашивает ребёнка, питает его и находит радость в страдании, которое приносит беременность. Есть ли что-нибудь больнее родов в муках? Но в радости творения она забывает о них. Разве кто-нибудь, кроме женщины, терпит ежедневные лишения, только бы чадо развивалось? Позвольте ей объять всё человечество этой любовью и забыть, что она была объектом вожделения в прошлом, или может стать им в будущем, тогда женщина гордо займёт место рядом с мужчиной как мать, создательница и безмолвный вождь. Ей свыше дано учить искусству мира воинов, жаждущих этого нектара. (SB, 241)

Поскольку суть мужчины и женщины едина, то и проблема, в сущности, у них должна быть одна. Оба обладают одной душой. Оба проживают одну и ту же жизнь и испытывают одни и те же эмоции. Один не может обойтись без помощи другого. Но тем или иным образом мужчина занимал доминирующее положение на протяжении веков, и у женщины в результате развился комплекс неполноценности. Она поверила в корыстную догму мужчины о его превосходстве над ней. Однако есть мудрые мужчины, которые признали равенство полов.

Тем не менее, в определённый момент различия начинают проявляться. Несмотря на фундаментальное единство их сути, они заключены в совершенно разную форму. Значит, их предназначения так же различны. Долг материнства, который большинству женщин предстоит испытать, требует таких качеств характера, которые необязательны для мужчины. Она – пассивна, он – активен. Она – хозяйка в доме, он – добытчик. Она хранит и делит добытый им хлеб, заботится обо всём и вся. Искусство воспитывать детей – это исключительно её особая привилегия. Без женской заботы род обречён.

Я убеждён, что вынуждать женщину бросить очаг и встать на его защиту с винтовкой в руках, –  губительно для обоих полов. Это шаг назад в варварство, начало конца. Пытаясь влезть в мужскую шкуру, она губит и себя, и его. Мужчина, соблазнивший или заставивший спутницу жизни отказаться от своего особого предназначения, совершает тем самым грех. Поддерживать порядок в доме – не менее отважный поступок, чем защищать его от врага. (SB, 239-40)

На месте женщины я бы поднял бунт против любых претензий мужчины, что она рождена для его забав. Я поставил себя на место женщины, чтобы прокрасться в её сердце. Я не мог завоевать сердца собственной жены, пока не поменял своего отношения к ней. Вот почему ради неё я отказался от так называемых прав мужа. (MM, 111)

Из всех зол, за которые мужчина взял на себя ответственность, нет ничего более низкого, возмутительного и жестокого, чем оскорбление прекрасной половины человечества. Я не считаю женщину слабым полом. В ней больше благородства, ведь даже в наш век она остаётся воплощением жертвенности, безмолвного страдания, смирения, веры и знания. (MM, 111-12)

Женщина должна перестать считать себя объектом вожделения. Вряд ли в этом ей поможет мужчина, всё зависит от неё самой. (MM, 111)

Целомудрие нельзя вырастить в тепличных условиях. Его не защитить паранджой. Оно – результат внутреннего роста. Женщина должна уметь устоять перед случайным соблазном. Только тогда её целомудрие чего-то стоит. (SB, 248)

Почему столько шуму поднимается вокруг женской чистоты? Сказала ли женщина хоть слово по поводу чистоты мужской? Не слышал, чтобы она беспокоились о целомудрии мужчины. Почему же он присвоил себе право следить за чистотой женщины? Целомудрие нельзя навязать. Оно – результат духовной эволюции, то есть собственных усилий человека. (SB, 248)

Я считаю женщину воплощением самопожертвования. Но, к сожалению, сегодня она не понимает, что имеет огромное преимущество перед мужчиной. Как говорил Толстой, женщины подвластны гипнозу мужчины. Если бы они осознали силу ненасилия, то не согласились бы с определением «слабый пол». (MM, 112)

Клевета называть женщину слабым полом; в этом мужчины к ним не справедливы. Если имеется в виду грубая сила, тогда, действительно, женщина менее сильна. Если же под силой понимается нравственность, то она превзойдёт мужчину во много крат. Разве женщина не обладает более острой интуицией, разве она не более склонна к самопожертвованию, разве она не отважнее? Без неё мужчина бы не смог существовать. Если ненасилие – закон нашей жизни, то будущее за женщиной… Кто быстрее неё сможет достучаться до сердца? (MM, 112)

Женщины – особые хранители непорочности и святости. Консервативные по своей природе, они не так легко отказываются от суеверий, и так же привязаны ко всему чистому и благородному, что есть в жизни. (MM, 112)

Я считаю, что женщине необходимо хорошее образование. Но я так же убеждён, что она не внесёт свою лепту в развитие мира, подражая мужчине или соперничая с ним. Женщина может принимать участие в гонке, но не достигнет в этом больших высот, действуя по-мужски. Она должна дополнять мужчину. (MM, 113)

Женщина – спутница мужчины, одарённая равными с ним умственными способностями. Она имеет право участвовать во всех мелочах его деятельности, и, подобно ему, имеет право на свободу. Она имеет право быть непревзойдённой в своём деле, так же как и мужчина – в своём. Таковым должно быть естественное положение вещей вне зависимости от образования. Исключительно по воле жестокой традиции даже самые невежественные и бессловесные из мужчин наслаждались своим превосходством над женщинами, хотя они того и не заслужили, и не имели на это права. (WSI, 4-5)

Если бы только женщины забыли, что они – слабый пол, они бы сделали несравнимо больше, чтобы положить конец войне. Сами подумайте, что стали бы делать доблестные солдаты и генералы, если их жёны, дочери и матери отказались бы поддерживать военный режим тем или иным образом? (WSI, 18)

Одна из сестёр, которая усердно трудилась и очень хотела сохранить целомудрие, чтобы лучше служить родине, не так давно повстречала мужчину своей мечты и вышла замуж. Она вообразила, будто совершила таким образом оплошность и больше не может соответствовать своим высоким идеалам. Я пытался избавить её от этого заблуждения. Конечно, прекрасно, если девушка решила пожертвовать замужеством ради служения, но дело в том, что это под силу одной из миллиона. В замужестве нет ничего противоестественного, и считать его чем-то унизительным совершенно не правильно. Если вы решили, что какой-либо поступок ведёт к падению, то подняться будет сложно, как бы кто ни старался вам помочь. Лучше всего воспринимать замужество как дар свыше и практиковать самоограничение в семейной жизни. В индуизме брак – это одна из четырёх ашрам, которая лежит в основе трёх остальных.

Эта сестра, о которой я рассказывал, и все, кто разделяют её взгляды, обязаны отнестись к браку подобающе, как к дару Господа, коим он на самом деле и является. Если они будут соблюдать необходимые самоограничения, то заметят, как дух их укрепляется для служения. Если же женщина избрала для себя путь служения, она непременно встретит мужчину с такими же устремлениями, и они вдвоём будут служить на благо родины. (SB, 246)

Брак подтверждает право двоих на союз и исключает участие третьих лиц, когда эти двое изъявили желание в него вступить, но он не даёт право одному партнеру требовать от другого повиновения его воле. Что делать, если один из партнёров не оправдывает ожиданий другого по нравственным или другим причинам – это отдельный вопрос. Лично я считаю, что если развод – это единственный выход, то я бы развёлся без колебаний, лишь бы не было препятствий для моего нравственного роста, то есть, я готов к ограничениям исключительно из соображений нравственности. (SB, 246-47)

Это трагедия, что индийских девушек, в сущности, не обучают материнским обязанностям. Если брак – это долг перед Богом, то таковым должно быть и материнство. Стать идеальной матерью – непросто. Давая жизнь ребёнку, необходимо полностью осознавать бремя ответственности. Мать должна знать о своих обязанностях с момента зачатия до рождения. Та, которая подарила стране умного, здорового, хорошо воспитанного ребёнка, вне всякого сомнения, совершает служение. Когда чадо вырастет, то тоже будет готово к служению. Правда в том, что любой, кто наполнен живым духом служения, будет служить вне зависимости от своего положения в обществе. Он никогда не прельстится той жизнью, которая помешает служению. (WSI, 180)

«Существуют противники изменений законодательства в части прав замужних женщин на собственность. Якобы, их экономическая независимость развращает и подрывает семейные устои. Что вы думаете на этот счет?»

У меня к вам встречный вопрос: разве независимость и право иметь собственность сделало мужчин более безнравственными? Если ваш ответ «да», то тогда это также справедливо и для женщин. Обладание правом собственности и другими правами наравне с мужчиной, оказывается, не добавляет женщине ни недостатков, ни достоинств. Нравственность, основанная на беспомощности одного из полов, не то, к чему следует стремиться. Она идёт от чистого сердца. (WSI, 184)

Мне пришло письмо от одного молодого человека. Здесь я изложу самую суть:

«Я женат. У меня был друг, которому я и мои родители доверяли всей душой. Но когда я был в командировке за границей, он соблазнил мою жену, и она сейчас носит его ребёнка. Мой отец настаивает на аборте, иначе такой ребёнок будет позором для всей нашей семьи. Мне кажется, это неверное решение. Мою бедную жену терзают угрызения совести. Она не может ни пить, ни есть, и постоянно плачет. Будьте так добры, скажите мне, что я в этом случае должен делать».

Я долго сомневался, прежде чем опубликовал это письмо. Все знают, что подобные случаи – не редкость в нашем обществе. Поэтому я не думаю, что сдержанное обсуждение данного вопроса не будет неуместным.

Для меня ясно, как день, что аборт – это преступление. Множество мужей повинны в таких случаях, которые произошли с их жёнами, но никто не призывает их к ответу. Общество не только оправдывает их, но даже не осуждает. Кроме того, женщина не может избежать позора, в то время как мужчина без труда скрывает свой грех.

Женщина, о которой шла речь в письме, достойна сожаления. Святая обязанность её мужа – воспитать этого ребёнка со всей любовью и нежностью, на которую он только способен, и не слушать советов отца. Продолжать ли ему жить с женой – вопрос щекотливый. Учитывая обстоятельства, развод возможен, но он обязан обеспечивать её существование и обучение, и помогать вести праведную жизнь.

Но также я не вижу ничего плохого в том, чтобы принять её раскаяние, если оно от чистого сердца. Более того, я могу себе представить, что когда-нибудь принять оступившуюся, но искупившую свой грех жену будет святым долгом мужа. (WSI, 87)

Пассивное сопротивление считают оружием слабого, но то сопротивление, ради которого мне пришлось изобрести новое название есть оружие сильнейшего. Понадобилось новое слово, чтобы выразить мою идею. Его несравненная прелесть в том, что, являясь оружием сильнейшего, оно подвластно и старику, и даже ребёнку, и тому, кто слаб телом, если имеет преданное сердце. Поскольку Сатьяграха преподносится как способность переносить страдания, то это оружие доступно, прежде всего, женщинам. Год назад мы обнаружили, что индийские женщины во многом страдали больше своих собратьев, а две из них сыграли особо важную роль в этом движении. Они настолько заразились идеалом страдания, что совершили удивительные акты самоотречения. Если бы европейских женщин и детей охватило человеколюбие, они передали бы это чувство своим мужчинам, невероятно быстро уничтожив в них желание воевать. По сути, у всех одна душа, и у женщин, и у детей. Главное пробудить внутри неиссякаемую силу истины. (WSI, 187)

Во время нападения, женщина, вряд ли, мыслит категориями химсы (насилия) или ахимсы (ненасилия). Её главный долг – защитить себя. Чтобы отстоять свою честь, она свободна избрать любое средство или метод, который только придёт ей в голову. Господь наделил её ногтями и зубами, чтобы она могла защищаться до последнего в случае необходимости. Потерявший страх смерти, будь то мужчина или женщина, будет способен защитить не только себя, но и других, положив на это свою жизнь. Как раз смерти мы и боимся больше всего на свете, поэтому полностью подчиняемся физической силе. Кто-то преклоняет колена перед захватчиком, кто-то предлагает деньги, кто-то пресмыкается, или подвергает себя другим унижениям, а некоторые женщины готовы предложить свои тела в обмен на жизнь. Я говорю это не ради критики, а лишь описываю человеческую натуру. И пресмыкаться, и удовлетворять чью-то похоть – всё это появления любви к жизни, которая заставляет поступиться всем. Поэтому только теряющий жизнь спасёт её. Чтобы наслаждаться жизнью, нужно отказаться от её соблазнов. Это должно быть в нас. (MT, VI, 78)

По-моему мнению, нельзя готовиться к насилию. Всегда готовьтесь к ненасилию, если желаете развить в себе высшую степень мужества… Не нужно советовать женщинам, которые не могут дать отпор злодею голыми руками, иметь при себе оружие. Они и так будут это делать. Есть что-то неправильное в этом вечном вопросе, держать при себе оружие или нет. Человек должен научиться быть независимым по своей сути. Если он обратится к главному учению, а именно, что в борьбе с противником по-настоящему эффективно лишь ненасилие, он станет вести себя соответствующим образом. Именно так и поступает весь мир, хоть и не осознанно. Не обладая высшим качеством мужества, основанном на ненасилии, он вооружается до зубов. Для этого даже изобрели ядерную бомбу. Тот, кто видит смысл в насилии, конечно, позаботится о лучшем оружии. (MGP, I, 327)

Американки способны показать миру, что означает женская сила. Но это возможно лишь, если они перестанут служить забавой мужчинам, желающим скрасить свой досуг. Устояв перед волной псевдонауки, прославляющей потакание собственным желаниям и поглотившей сегодня Запад, и обратив внимание на науку ненасилия, вы можете стать мощным оружием мира; ведь вы созданы для того, чтобы прощать. Подражая мужчинам, вы никогда не станете ими, и, в то же время, не сможете быть самими собой и развить таланты, которыми наделил вас Господь. По его воле, ненасилие в руках женщины обладает большей силой, чем в руках мужчины. Оно тем более эффективно, поскольку не требует слов. Женщины – естественные вестники идеи ненасилия, если осознают своё высокое положение. (MGP, II, 103)

Между тем, я твёрдо убежден, что если мужчины и женщины Индии будут культивировать в себе мужество смотреть в глаза смерти, не прибегая к насилию, они с улыбкой станут презирать силу оружия, поймут значение подлинной независимости, и подадут коллективный пример всему миру. Женщины в этом должны взять на себя ведущую роль, поскольку они – воплощение силы самопожертвования. (MGP, II, 104)

Источник: сайт www.mkgandhi.org

Перевод: Елена Сальникова

Материал подготовлен и переведён специально для сайта Gandhi.Ru

 

Махатма Ганди: