С незапамятных времен люди научились производить соль из морской воды или земли. Право производить соль было отобрано у жителей Индии Британским Правительством. Им запрещали использовать соль, которая была дана им самой природой, вынуждая их импортировать её из-за границы.
Налог на соль существовал в разных странах в разные времена, но именно в Индии он имел долгую и неприглядную историю. В 30-х годах 19 века колониальные власти Индии подняли ставку налога на соль до 4000%, при этом соли было предостаточно, но распоряжаться ей могли только власти Ост-Индийской компании. В это время доход, полученный от налога на соль, составил 25 млн. рупий при общем доходе в 800 млн. рупий. Сотни тысяч индийских ремесленников были вынуждены сдавать свою продукцию мануфактурам Ост-Индийской компании по минимальным ценам. Таким образом, Бенгалия и окружающие её провинции были поставлены в зависимость от импорта соли из Ливерпуля, Испании, Румынии, Адена и Муссафаха. Изготовление и добыча соли вне правительственных монополий преследовались уголовно сроком до 6 месяцев заключения и конфискацией произведенной соли, а также орудий, животных, аппаратов и других средств, используемых в производстве и транспортировке соли.
Налог на соль в Индии всегда подвергался критике. Известный политик Френсиси Хели-Хатченсон так отзывался об этом налоге: «Большим позором для Британского правительства в Индии является взимание соляного налога, в то время как в Японии подобный налог был отменен» Многие политические лидеры Индии призывали отменить налог на соль…
«Будет несправедливо и нечестно, если налог на соль увеличится. Соль-это необходимый элемент для человека и животных… Увеличение налога – отсталая политика, особенно, в то время, когда миллионы бедняков Индии ожидают уменьшения налога… Поэтому, любое увеличение налога на соль тяжким бременем упадет в первую очередь на крестьян» так говорил в своем выступлении на первом собрании Индийского Национального Конгресса С.А.Сваминэт Ийер.
На Конгрессе в Аллахабаде в 1888 году, Найран Вишну, делегат от Пуны, также подвергнул критике налог на соль «…едва ли Вы сможете понять ужасные тяготы, в которые вовлек наших граждан сбор податей. Сейчас, пошлина на соль составляет 2 рупии и 8 анни за соль, которая стоит всего лишь 1 анни, за которую, не так много времени тому назад мы платили пошлину всего 10 анни. При существующей в настоящее время налоговой ставке, наши бедняки в ужасе кричат об этом».
Ганди, являясь лидером Индийского Национального Комитета, выбрал «соляные налоги» в качестве объекта «не сотрудничества» с Британским правительством в общем движении гражданского неповиновения.
Ганди четко понимал, что соль была единственной приправой для огромного количества бедняков в индийских деревнях, которую они могли себе позволить в своём однообразном рационе. После воды и воздуха, соль была, возможно, самым важным предметом первой необходимости, единственная приправа для народных масс, жизненно необходимая для жизни. Таким образом, выбирая закон о соли для осуществления акта «неподчинения» Британским законам, Ганди показал свою проницательность и свой гений в политике. Очевидно, сфера действия закона о соли была незначительной и пустяковой, но она заставил индийцев полагать, что этот налог на натуральный продукт из морской воды, потребляемый каждым человеком и животным, символизировал угнетение человека.
Призывая людей добывать соль из земли или дистиллировать её из морской воды по праву, данному им от природы, Ганди, казалось, привлекал силы природы на свою сторону.
Он верил, что нарушая закон о соли, он сможет продемонстрировать даже самому бедному индийцу, что Гражданское Неповиновение было начато с целью помочь бедным и было предназначено стать их народным движением.
Перед началом «соляной» Сатьяграхи (санскр. सत्याग्रह, satyāgraha IAST, «стремление к истине», «упорство в истине») Ганди написал длинное письмо Лорду Ирвину 2-го марта, информируя в нем о господствующих социальных, экономических и политических условиях в стране. В действительности, перед осуществлением актов Гражданского Неповиновения, он хотел найти выход, путем открытия диалога с наместником Короля, приводя факты и цифры, которые уличали Британскую администрацию в целом против народа Индии.
Кроме того, Ганди напомнил наместнику Короля о высоких тратах на содержание Британской администрации в Индии. Наместник Короля получал 21000 рупий в месяц помимо других непрямых «доплат». Премьер Министр Британии получал 5000 фунтов в год, то есть по 5400 рупий в месяц. Таки образом наместник получал более 700 рупий в день против среднего дохода в Индии в размере менее 2 анни в день. То есть наместник короля получал доход, превышающий средний доход в Индии более чем в 5000 раз. Премьер Министр Британии получал доход, превышающий средний доход в Индии лишь в 90 раз.
В заключении своего послания, он почтительно пригласил наместника Короля проложить путь к немедленному искоренению этого зла и попросил его открыться к переговорам между равными сторонами, заинтересованными только в продвижении общего блага человечества через добровольное товарищество и подготовку условий взаимопомощи, одинаково подходящих для обеих сторон. «Но если Вы не видите путей покончить с этим злом и мое письмо не достучалось до Вашего сердца, 11-го числа этого месяца я должен буду продолжить с моими соратниками из Ашрама игнорировать положения закона о соли. Я расцениваю этот налог со всех точек зрения, как самый несправедливый по отношению к бедным слоям населения. По существу движение за независимость, особенно для самых бедных людей на земле, положит начало борьбе с этим злом».
Ответ лорда Ирвина был краток и выражал сожаление в том, что Ганди «будет рассматривать план действий, который будет включать в себя нарушение закона и представлять собой опасность для общественного порядка».
Поскольку ответ наместника Короля был пустым и бесполезным, лишив Ганди како-либо альтернативы, Ганди решил начать приготовления к историческому маршу с небольшим количеством преданных соратников. Встретившись на молитве в Ашраме Сабармати 5-го марта 1930 года, он назначил марш на 12 марта и попросил членов Ашрама быть готовыми к маршу через 5 дней. Их просили не беспокоиться о еде и воде. Когда Ганди предложили чтобы четырем или пяти женщинам было позволено идти вместе с ними, Ганди, который не хотел брать женщин в свой поход, объяснил: «Только мужчины будут участвовать в марше. Женщины и дети останутся в ашраме. У женщин будет достаточно возможностей помочь сатьяграхе. Так же как индуисты не едят коров, британцы не нападают на женщин. Поэтому было бы трусостью прикрываться женщинами в нашем марше».
Ганди и его соратники очень тщательно отнеслись к выбору маршрута своего марша неповиновения. Было решено начать соляной марш из Ахмедабада.
Предварительная программа исторического марша была набросана тремя днями ранее, но некоторые предварительные переговоры не были еще завершены. Ганди дал некоторые инструкции, которые должны были быть строго соблюдены во время их длительного пешего путешествия. Отряд сатьяграхи, как ожидалось, будет приходить в каждый промежуточный пункт примерно в 8 часов утра, между 10:00 и 10:30 утра они смогут позавтракать. Для отдыха в полдень или ночью комнаты не понадобятся, будет достаточно чистого места в тени с лежаками из бамбука и травы.
Предполагалось, что люди в деревнях будут давать волонтерам Сатьяграхи еду, приготовленную или сырую. Это может быть самая простая еда. Не потребовалось бы ничего больше, чем жаркое или рис с рыбой и овощами, молоко, творог. Сладкое и конфеты, если их принесут к трапезе, должны были быть отвергнутыми. Овощи должны били быть просто сварены без добавления масла, во время приготовления можно было добавлять специи и перец, зеленый или сухой, целый или молотый. Доля топленого масла на все вместе взятую пищу не должно было превышать три толы на человека. Одна тола в добавке, одна подавалась отдельно к бхакри и одна добавлялась в жаркое из риса и рыбы. «Мне, если будет возможность, будет достаточно козьего молока утром, в полдень и ночью, и трех лимонов».
Махатма Ганди посоветовал демонстрантам взять свои спальные принадлежности, для того, чтобы местным жителям оставалось только предоставить им чистое место для отдыха. Местные жители не должны были нести никаких расходов на обеспечения питания и проживания участников соляного марша. Он стремился получить как можно более подробные сведения о деревнях, которые он и его соратники должны были посетить. Поэтому он искал информацию о местном населении, количестве женщин и мужчин, индуистов, христиан, мусульман, парсов и т.д., численности касты неприкасаемых, мальчиков и девочек, обучающихся в школе, количестве прялок и месячном объеме продажи кхади, количестве людей, занимающихся исключительно изготовлением кхади, потреблении соли на душу населения, соли, используемой для рогатого скота и т.д., количестве коров и буйволов в деревне, количестве земель, облагаемых налогом и какой налог оплачивается с одного акра земли, областях общих пастбищ, если таковые имеются, пристрастии к алкоголю, образовательные или какие-либо другие возможности у касты неприкасаемых.
За два дня до похода, в Ашраме Сабармати, общую молитву посетили около 2000 человек. В конце молитвы Ганди призвал слушателей: «Каждый находится в нетерпении от ожидания и, прежде чем что-либо произошло, наш поход уже привлек внимание всего мира… Предположим, десять мужчин каждой из этих 700 тыс. деревень в Индии выступят вперед, чтобы начать добычу соли вопреки закону о соли, как Вы думаете, что Правительство сможет с этим сделать? Даже самый худший диктатор, которого Вы сможете себе вообразить, не сможет разбить такое количество гражданских партизан. Я хочу, чтобы Вы взяли всю свою храбрость в руки и передали её мужчинам для борьбы, которая обещает быть жестокой и длительной. Я жду, что город Ахмедабад, Ахмедабад Валлэбхбхабая, который уже находится в тюрьме, предоставит постоянный поток волонтеров, чтобы этот поток был несломленным в случае ареста и заключения в тюрьму наших людей одного за другим».
В интервью «Манчестер Гардиан» Ганди признал со всей ответственностью, что соляной поход был его последним шансом в борьбе с Британским правлением. Он не верил, что был какой-либо другой путь решения этой проблемы, кроме того пути, который он предложил.
Начав свой поход, Ганди дал клятву, что вернется в Ашрам после достижения Свараджа. Он сдержал свое обещание, но никогда не возвращался в Ашрам в Сабармати. После движения Гражданского Неповиновения он отправился в Вардху, где, перед тем как отправиться в путь дальше, он провел некоторое время в деревне Севаграм.
Во время общей молитвы 11 марта 1930 года в Ашраме Сабармати Ганди сказал своим соратникам, что они должны достичь цели к которой идут или погибнут на пути к ней. Для них не было пути назад. Они будут продолжать свою борьбу до тех пор, пока Сварадж не установится в Индии. «Это будет последняя битва. Солдаты, которые сопровождают меня, должны понимать, что отступление невозможно. Только побив, мы сможем вернуться обратно».
Профессор Харидас Т. Мазумдар, один из знаменитых добровольцев в соляном походе, в интервью «Бомбейской Хронике» заявил «Настал великий момент, момент, для которого Ганди трудился всю свою жизнь… Самое значимое историческое и наиболее драматическое событие века состоится завтра, когда Ганди и его группа верных последователей начнут свой соляной марш с целью открытого и сознательного нарушения закона о соли, закона о производстве контрабандной соли.
Время похода приближалось, приближенные Ганди выказывали большое беспокойство в том, как преподнести послание Ганди людям, поэтому было решено оповестить народ, когда он уже будет в пути, а не перед этим – на сцене, давая советы. Ганди совершенно ясно дал понять, что он и его последователи приняли решение использовать все возможности в ведении исключительно ненасильственной борьбы. «Никому не позволяйте творить несправедливость в гневе… Моя цель должна быть достигнута, даже если я или мои товарищи погибнут. Тогда задачей Рабочего Комитета Конгресса будет показать Вам путь, чтобы Вы следовали по нему за своими лидерами».
Перед походом Ганди сказал: «Как только я буду арестован, все общие обязанности переходят к Конгрессу. Мое соглашение с Конгрессом закончится, как только меня арестуют. В этом случае не должно быть никаких задержек в приёме добровольцев. Гражданское неповиновение к исполнению законов о соли должно быть начато везде, где это возможно. Эти законы можно нарушить тремя способами. Преступлением является производство соли, где есть возможность для этого. Владение и продажи соли (естественная соль или соленая земля) также является преступлением. Покупатели такой соли также будут виновны. Вывоз естественных запасов соли с побережья – аналогичное нарушение закона. То есть это продажа соли. Коротко можно сказать, что вы можете выбрать нарушение одного или всех этих законов, чтобы разрушить монополию на соль».
Махатма посоветовал последователям Сатьяграхи следовать указаниям местных руководителей. Там, где не было лидеров, а только группы мужчин, верящих в Национальную программу, они могли делать то, что могут, если у них будет достаточно уверенности в себе. «История Мира полна примеров мужчин, которые благодаря уверенности в себе, храбрости и мужеству достигли лидерства. Также и мы, если искренне стремимся к Свараджу, если мы нетерпеливы на пути его достижения, должны иметь подобную уверенность в себе. Наши ряды будут увеличиваться и наши сердца будут крепнуть, как и число арестов людей, недовольным Правительством».
«Я с нетерпением буду ждать новостей, что десять новых групп будут готовы, как только моя группа будет арестована. Я полагаю, что в Индии есть мужчины, способные закончить ту работу, которую я начал сегодня. У меня есть вера в справедливость нашего мотива и в чистоту нашего оружия. А там, где чистые средства борьбы, там, несомненно, есть Бог со своими благословениями. И там, где все это соединяется, поражение невозможно. Поражение – это когда мы оставляем правду и отказ от насилия и пропускаем внутренний голос мимо ушей. Поэтому, если даже такая вещь как Сатьяграхи потерпит поражение, причиной этого является только Бог. Да благословит Вас Господь и все препятствия пусть будут вдали от той борьбы, которая начнётся завтра. Пусть это будет нашей молитвой».
Гопал Кришна Гокхале сказал, что Ганди способен вылепить героев из глины. Действительно, Ганди был очень дотошен в том, что касалось дат, направлений, места действия, целей, участников, лидерства, силы оппозиции, реакции противников и прежде всего результатов. Формулировка задачи, выбранной и выполненной им, варьировалась от одной формы к другой, в зависимости от обстоятельств».
Лумс Фишер, известный биограф Махатмы Ганди, так описал одну сцену в Ашраме. «Индия была переполнена волнением и любопытством. Множество иностранным и местных корреспондентов следовало за каждым шагом Ганди в Ашраме: что конкретно он будет делать? Тысячи людей окружили деревню и ждали. Волнение распространялось и заграницей». «Кабели Ахмедабадского почтового отделения гудели: «Да хранит Вас Бог», – преподобный доктор Джон Хейнс Холмс телеграфировал из Нью-Йорка».
«Хроника Бомбея» написала: «Начинается Великий Март для Свободы – Ашрам осажден нетерпеливыми толпами».
Потоки одетых в кхади мужчин и женщин направлялись к Ашраму все ночь, для того чтобы лицезреть Махатму и стать свидетелем Великого Похода. Число людей достигло почти десяти тысяч, когда в кампусе Ашрама была проведена вечерняя молитва. Среди них были журналисты и операторы со всего мира, а также корреспонденты некоторых Британских газет. Индийский выпуск «The Times» сообщил: «Огромные толпы людей прибывают к Ашраму мистера Ганди. Длинный поток автомобилей напоминает Королевскую дорогу в Бомбее после гонок. Большинство пришло из-за любопытства и надежды услышать, что мистер Ганди произнесет перед своим Великим Походом».
материал подготовлен Анной Котельниковой по материалам статьи Defiance of Salt Tax